Мельница DivX: FAQ

читать: условия обмена | описание коллекции | линк лист |
делать: скачать каталог | подписаться на анонсы | связаться со мной |

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

На первый взгляд, понятия стоящие за этими аббревиатурами стандартов, форматов и кодеков сложных и запутаны. На самом деле они действительно сложны и запутаны (я сам-то понял, что сказал?). Только самый высокоразвитый разум на планете мог сотворить такую фантастическую кашу именно в том деле, где нужны были простота, четкость и единство — в деле стандартизации. Поэтому по-настоящему подробное объяснение того, кто на ком стоял требуют существенного времени и места. Я обойдусь кратким историческим экскурсом.

Начнем с того, что MPEG — это вообще организация (Moving Picture Experts Group), которая с 1988 года разрабатывает стандарты кодирования, хранения и декодирования аудио- и видеоинформации. Эти стандарты представляют собой просто здоровенный том документации, описывающей некий набор алгоритмов.

В 1992 году она разработала стандарт MPEG1(pdf) (используется при производстве так называемых Video CD; фильм в этом формате традиционно занимает 2 диска и по качеству изображения сравним с обычной VHS-кассетой). Составной частью стандарта MPEG1 является описание алгоритма MPEG1 Layer III. Cо временем этот алгоритм кодирования звука стали называть просто mp3 (знакомое название, не правда ли?). В 1994 году появился стандарт MPEG2 (в настоящее время используется при записи цифрового видео на DVD).

После чего эксперты подумали и решили «прокинуть» стандарт хранения информации MPEG3 — для того, что бы его не путали с алгоритмом кодирования звука MPEG1 Layer III.

Следующим на очереди был MPEG4, представленный в 1999 году. Стандарт MPEG4 — это не просто описания алгоритмов, но и, вдобавок, описание способа хранения и представления информации. Стандарт предусматривает ее структурирование, создание иерархии и связей между отдельными частями.

На основе стандарта MPEG4 компания Microsoft разработала свой собственный стандарт — MS MPEG4 v3 (он же ASF), и кодек на его основе. Как обычно, компания Microsoft надеялась воспользоваться доминирующим положением на рынке ОС для PC, и сделать ASF стандартом де-факто, — за счет его предустановки в операционную систему. Возможно, все именно так и получилось бы, если MS MPEG4 v3 был нормальным, качественным форматом. Однако, он им не был. Файлы .asf можно было только воспроизводить и нельзя было редактировать, они были перегружены избыточной информацией, не работали со звуком в формате mp3, а качество изображения было заведомо ограничено.

Поэтому очень быстро нашелся человек, который устранил вышеперечисленные неприятности, взломав кодек ASF. Так появилась на свет линейка пиратских декодеров DivX 3.x (самая последняя версия — 3.11). Сейчас этими пиратскими изделиями уже практически никто не пользуется, так как в интернете можно бесплатно скачать абсолютно легальный продукт — декодер DivX 5.0.2, произведенный коммерческой команией DivXNetworks.

Хотите знать больше? MPEG.Org Digital-Digest iXBT 3DNews

Первое — это декодер видео. Девяносто девять процентов фильмов закодированы одним из трех следующих кодеков: DivX (его можно взять на официальном сайте DivXNetworks), XViD (существует несколько его версий, различающиеся стабильностью работы) и Windows Media Video (WMV, входит в поставку MS Windows любой версии). При необходимости разыскать более экзотический софт, рекоммендую первым делом заглянуть на DivX Digest.

Второе — декодер аудио. В большинстве случаев звуковая дорожка к фильму записана в формате mp3, и о специальном декодере беспокоиться не надо (он входит в поставку ОС). Однако, иногда встречаются ленты со звуковой дорожкой в формате AC3 (шестиканальный звук 5.1) — в этом случае вам понадобится специальный AC3-декодер (разархивируйте файлы, скопируйте их в какой-либо каталог, в файле .bat пропишите путь к файлу regsvr32.exe и запустите bat-файл).

Наконец, необходим сам плеер, которых существует великое множество. Лучший способ выбрать нужный именно вам, — это поставить все, потестировать и оставить тот, что больше всего нравится. Мой личный выбор — Zoom Player v2.50.

Если к фильму прилагаются субтитры, то вам может понадобиться работающая с ними программа (а может и не понадобиться: некоторые плееры умеют подключать субтитры самостоятельно). Лучшим выбором будет DivXG400. Изначально эта программа предназначалась совсем для других целей (для коррекции ошибок в работе определенных видеокарт), но теперь из-за удобства и богатых возможностей ее чаще используют для подключения субтитров.

Это жаргонное указание на исходный материал для фильма в формате DivX. Экранка: копия фильма, снятая в из-под полы в кинотеатре на ручную видеокамеру. (Умы всех серьезных любителей кино занимает вопрос — где именно при снятии экранки пираты держат видеокамеру: подмышкой или между ног.) Источником DivX-фильма может так же быть запись на DVD или обычной VHS-кассете.

Отдельный случай — копия, где время от времени появляется бегущая строка NOT FOR SALE OR RENTAL. IF YOU HAVE RENTED OR PURCHASED THIS TAPE CALL 1—800-NO-COPY… и так далее. За неделю-две перед премьерой демонстрационный экземпляр фильма с этой строкой (Promo-Copy) рассылается критикам крупнейших изданий, вроде The New York Times и The Washington Post. В конечном счете, такая копия часто попадают к пиратам, из-за чего пиратский диск иногда появляется у нас раньше, чем за Атлантикой состоится премьера.

Наконец, в последнее время стали появляться копии, конвертированные с DVD, которые рассылаются членам Американской Киноакадемии в течение года, перед церемонией вручения Оскаров. Отличительным признаком таких копий является титровка "For your consideration".

Первый столбец — это параметры видеопотока: размеры картинки в пикселях и битрейт видео (объем памяти, отведенный под информацию о видеопотоке длительностью в одну секунду). По ним можно приблизительно судить о качестве изображения. Фильм с размером картинки 512×288 при битрейте 100—120 KBps будет выглядеть средне, 125 KBps и выше — хорошо, свыше 135 — отлично. Значения вроде 640×480, 193 KBps (я взял данные для фильма «Умница Уилл Хантинг») означают, что качество изображения на глаз слабо отличимо от качества фильма, записаного на DVD.

Если звуковая дорожка к фильму записана в формате mp3, то во втором столбце указаны битрейт аудиопотока, частота дискретизации и режим (моно или стерео). Если же дорожка записана в формате AC3, то указаны уровень квантования и частота дискретизации.

Хотите знать больше? 3DNews

Для тех, у кого пропускная способность канала позволяет быстро скачивать файлы размерами в сотни мегабайт, есть три основных возможности достать кино в интернете, — каждая с присущими ей достоинствами и недостатками.

Возможность первая: поиск нужного вам фильма в открытых разделах ftp-серверов, таких как games.nsk.su. Отличительная особенность всех ftp-серверов (и games.nsk.su в том числе) — это непредсказуемая судьба и невозможность пробиться к ним большую часть суток.

Возможность вторая: присоединиться к одному из клубов, где добрые люди сначала закачивают собственные фильмы в специально создаваемые для этого «пабы», а затем раздают линки на «пабы» ограниченному количеству желающих. Таков, например, DivX Club. Перед попытками что-то в этом клубе сделать, настоятельно советую ознакомиться с инструкцией для новичков.

Самая разумная, третья, возможность — это использовать сети peer-to-peer (P2P) и соответствующие программы. Для скачивания фильмов лучше всего подходит пиринговая сеть eDonkey.

Теоретически eDonkey, или как его называют русскоязычные пользователи, «Ослик» — это программа для прямого обмена файлами напрямую между пользователями сети, минуя какой-либо центральный сервер. На самом деле, архитектура сети eDonkey включает в себя множество серверов. Однако, собственно фильмы хранятся на жестких дисках пользователей, сервера же содержат только информацию о том, у кого что лежит — для упрощения поиска нужного фильма.

Для работы в сети eDonkey необходимо установить клиентскую программу (ее можно взять на оффициальном сайте eDonkey), выбрать из списка серверов подходящий (обычно это ближайший географически) и подконнектиться к нему. После этого можно начинать закачку. Для поиска линков на фильмы в сети eDonkey используйте специальные поисковики: Jigle и FileDonkey.

Хотите знать больше? ShareReactor eDonkey FAQ OpenP2P

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Тут необходимо отделить мух от котлет. Любая цифровая видеозапись является объектом авторского права. Если вы делаете фильм самостоятельно, то все авторские права (имущественные и неимущественные) принадлежат вам и только вам, — при этом совершенно неважно, с каким форматом вы работаете. Скажем, вы можете снять фильм на 32-х миллиметровую пленку при помощи кинокамеры, на магнитную ленту при помощи видеокамеры, на карту памяти при помощи цифровой камеры. После этого вы можете сделать со своим творением все, что угодно (например, конвертировать в формат DivX) и никто вам слова не скажет — вплоть до тех пор, пока вы не продадите имущественные права (права на использование, тиражирование, воспроизведение, распространение и продажу) на свой фильм. Все это гарантирует вам закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» (статьи 7, 8, 11).

Если же вы имеете дело с чужим произведением, то для того, что бы иметь право его продавать, вы должны либо выкупить у автора имущественные права, либо заключить договор с обладателем имущественных прав. С лицензионными видеокассетами эта схема выглядить примерно следующим образом: Стивен Спилберг снимает фильм, при этом условием его контракта является то, что имущественные права на фильм принадлежат его продюссеру (пусть это будет компания Miramax). Далее, Miramax продает права на тиражирование и продажу фильма на территории Украины местному видеодистрибьютору, допустим, «Васькин и Кот». «Васькин и Кот» дублирует фильм, печатает коробки на русском языке, лепит на кассеты акцизные марки и заключает договора с конкретными магазинами. После этого кассета, которую вы купили в таком магазине имеет право называться лицензионной. С чистой совестью законопослушного гражданина можно нести ее домой и вставлять в магнитофон. В противном случае, у МВД может возникнуть к продавцу контрафакта множество неприятных вопросов.

С видеокассетами все просто. Не так — с цифровыми дисками. Есть два основных цифровых формата, на которых выпускается лицензионная продукция: это MPEG1 (на этих дисках стоит лейбл Video CD), и MPEG2 (на этих дисках стоит лейбл DVD). Кроме того, для «лицензионности» тоже необходима вся цепочка договоров: от продюсера до магазина. Такие диски можно смотреть не только на компьютере. Вообще говоря, изначально и не предполагалось, что их будут смотреть на компьютере — для проигрывания VCD и DVD существуют специальные плееры, внешним видом слабо отличающиеся от музыкальных CD-плееров.

Кассеты, Video CD и DVD бывают и лицензионные, и пиратские. Диски с фильмами в формате DivX бывают только пиратские. Ни один продюссер не давал еще разрешения на продажу его кинематографической собственности в таком формате: поэтому производство с целью продажи и продажа такого диска является незаконной. Однако, продавцов контрафактных CD спасает несовершенство украинского законодательства: хотя охрана авторских прав декларируется законом «Об авторском праве и смежных правах», наказание за его нарушение в Уголовном Кодексе прямо не предусмотрено.

В абсолютном большинстве случаев «исходным материалом» для контрафактной видеозаписи в формате DivX является DVD, реже — VCD и VHS-кассета. Сам по себе формат DivX ничем не провинился. Он просто удобен, а потому используется не только пиратами, но и работниками публичных киноархивов.

Нет. Ни Уголовный, ни Гражданский, ни Административный Кодексы не содержат прямых запретов. В УК есть только одна статья, отдаленно похожая на угрозу покупателю контрафактного CD: «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем», ст. 198. Однако, в случае контрафактных CD расплывчатость и неопределенность выражения «заведомо добытого преступным путем» препятствует применению статьи на практике (да и в других случаях, вообще говоря, тоже).

Сложнее вопрос о том, является ли законной конвертация DVD (или VCD) в DivX для личного использования без отчислений владельцу имущественных прав. Если рассматривать цифровой фильм как компьютерную программу, то это законно («Закон Украины об авторском праве и смежных правах», ст. 24, п. 1.2). Если рассматривать его как видеограмму, — то незаконно (ст. 25 п. 2, ст. 42 п. 2).

Впрочем, когда речь заходит о домашнем использовании контрафактной продукции всеми юридическими заморочками можно пренебречь. Покупатели пиратских CD и те, кто копирует их для обмена, находятся в полной безопасности по одной простой причине: ни одному владельцу имущественных прав не придет в голову воевать с отдельными потребителями — это нерентабельно.

Нет, нет и еще раз нет. Конечно кинодистрибьютор сильно не обеднеет от того, что пиратская копия картины появится на лотках одновременно с премьерой, но кража — это все равно кража. Беда в том, что другого способа посмотреть редкую картину кроме «кражи» в той или иной форме, зачастую не существует. Таким образом, этот сайт — это компромисс между совестью и желанием посмотреть мировую классику, не разорившись на лицензионных DVD по $30 штучка.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Категорически нет. Причины смотрите выше. При неудачном стечении обстоятельств, такого рода продажа «с рук» может быть квалифицирована как уголовное преступление (ст. 202 УК, «Нарушение порядка занятия хозяйственной и банковской деятельностью».)

Да, в том случае, если у вас есть какие-либо редкие фильмы. Детали обмена предлагаю обсудить в переписке.

Для этого наилучшим образом подходят крупнейшая в интернете кинематографическая база данных IMDb и ее русскоязычный аналог ВидеоГид(R).

Ну конечно же классику всех жанров. В моей коллекции это, например, «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы, «Взвод» Оливера Стоуна, «Молчание агнцев» Джонатана Демма, «Бешеные псы» Квентина Тарантино, «Семь» Дэвида Финчера, «Шоу Трумена» Питера Уира.

В дальнейшем при подборе фильмов в личную коллекцию советую пользоваться рейтинговой таблицей IMDb, ресурсом The Greatest Films, результатами церемоний награждения Американской киноакадемии, Каннского, Берлинского, Венецианского и Московского кинофестивалей.

Последнее обновление: 21 февраля 2004. Владелец: Roq. Разрешается копирование всего текста FAQ или его частей, при условии проставления ссылки на эту страницу. Благодарности: Андрей Гуле (консультации по цифровым технологиям), Дмитрий Пихно (консультации по HTML и верстке). При создании сайта использовались: MS Notepad, Типограф 1.5

Hosted by uCoz